FaceBook
В Контакте
Храм Преподобного Алексиа человека Божия

О ПРЕПОДОБНОМ / Связь жития прп. Алексия человека Божия с историей и духовным устроением Алексеевского монастыря

По докладу прот. Валерия Привалова на Алексеевских чтениях, посвящённых 1600-летию преставления прп. Алексия человека Божия.

 

Удивительный святой Алексий человек Божий. Его называют преподобным, а он не был монахом и никогда не принимал монашеского пострига.

 

Он – единственный святой, которого Богородица назвала «Божиим человеком». Он сам написал своё житие.

 

К сожалению, хартия, с которой в руках обнаружили его святое тело, утеряна. Есть мнение, что она, возможно, хранится в недрах одной из многочисленных библиотек латинян, известных своей скрупулёзностью и аккуратностью.

Икона Преподобный Алексий человек Божий

Однако, они, не найдя юридических подтверждений жития прп. Алексия человека Божия, в 1969 году отменили обязательное почитание святого в своих церквях. На Руси же прп. Алексий человек Божий стал одним из самых любимых и почитаемых святых.

 

Жил Алексий человек Божий во времена императоров Аркадия и Гонория (нач. V в.) и был сыном богатого рим. сенатора Евфимиана и его жены Аглаиды . В свадебную ночь он оставил невесту и бежал из дома. Добравшись до Эдессы, Алексий человек Божий поселился на паперти храма Богородицы, где провел 17 лет. Однажды чудесный голос, исходивший от образа Богоматери, указал пономарю церкви, где подвизался святой, повелев ввести в храм «человека Божия, достойного Царствия Небесного». Желая избежать почестей, преподобный отправился в плавание и оказался в Риме. Проведя в родном доме под видом нищего 17 лет, А. ч. Б. скончался, оставив описание своей жизни. Честные мощи А. ч. Б. по приказу императора были перенесены для поклонения в храм и от них начались чудесные исцеления.

 

В 2011году, 30 марта исполнилось 1600 лет со дня преставления прп. Алексия человека Божия. С радостью хочется отметить, что не угасло в России почитание этого замечательного святого, а даже наоборот – растёт.

 

Свидетельство тому – эти Алексеевские чтения, символически происходящие на месте, где некогда стоял Алексеевский монастырь, древняя история которого ныне открывается людям.

Необыкновенна и назидательна эта история, как и житие святого, чьим именем монастырь был назван. Образ прп. Алексия человека Божия, духовное влияние его жития, его незримое молитвенное присутствие, никогда не оставляли Алексеевскую обитель.

 

Монастырь был основан около 1358 года свт. Алексием митрополитом Киевским и всея России по просьбе его сестёр Иулиании и Евпраксии. Сам митрополит, получивший имя в монашестве Алексий в честь прп. Алексия человека Божия, был, как его святой, сын богатых и знатных родителей. Строгий подвижник от юности, он любил и почитал только истинное монашество. Пренебрегший, как и прп. Алексий человек Божий, всеми благами мира сего, он желал видеть и в других то же нестяжание, смирение, долготерпение, ту же «ревность о Бозе». Он, оставивший так много приятного в мире, возложив руку на рало, уже не озирался вспять. Сознавая, что для монашества с такими свойствами самая плодотворная почва есть общежительство, свт. Алексий положил его в основание первой женской обители в Москве. Труд, нестяжание, отречение от своей воли – всем этим требованиям, счастливо для будущих времён Алексеевской обители, отвечала первая игумения монастыря Иулиания. Она, уроженка города Ярославля, тоже происходила из богатого и знатного рода. Добрые качества, составляющие достоинство монашеского жития сестёр, прославили Алексеевскую обитель.

 

Интересно, что за первой Алексеевской женской обителью, на Руси, на протяжении многих веков, возникло немало женских монастырей, выбравших покровителем прп.Алексия челокека Божия. Это, конечно, не случайно. Вспомним житие преподобного. Светел и чист образ обручницы святого Алексия – Марцеллы. Её благочестие, верность, молитвенность, долготерпение, отречение от соблазнов мира стал монахиням примером для подражания.

 

Из жития прп. Алексия человека Божия мы знаем, как много страдал святой, как много пришлось пережить ему лишений и унижений. Такова и история Алексеевского монастыря. Потрясают сведения о тех бедах и страданиях, которые выпали на долю сестёр обители. Монастырь с самого своего основания многократно горел. Летопись точно и хронологично повествует о страшном землетрясении 1445 года, повредившем строения обители, о неоднократных опустошительных набегах татар, о пожарах 1514 ,1547 ,1629 годов… Монастырь в смутное время разоряли поляки, грабили французы в 1812 году.

 

Алексеевский монастырь трижды менял место расположения. Он пережил и времена богатства, известности и обласканности царями, и времена бедности и полного безвестия, как и святой покровитель обители прп.Алексий человек Божий.

 

В 1764 году Алексеевский монастырь со всем русским монашеством подвергся одинаковой участи: у него отобрали земли и крестьян. Однако, монахиням богатства были не нужны, нужно было право существования вне мира и достойное употребление этого права внутри обители, внутри келии, внутри души, к чему они и стремились, подражая прп. Алексию человеку Божию.

 

В 1837 году по императорскому Указу Алексеевский монастырь переводят из центра Москвы, от стен Кремля за город, в почти безлюдную глушь, чтобы на его месте воздвигнуть храм Христа Спасителя. Начались новые испытания. В крайней нужде, в тяжёлых условиях, в отдалении и неизвестности поднимался монастырь заново, и опять духовно укреплял сестёр их небесный покровитель прп. Алексий человек Божий. Приведу вам отрывок из проповеди св. Феофана Затворника, произнесённой в Тамбовском женском монастыре 17 марта 1860года, в день памяти преподобного:

«Дивно житие святого Алексия человека Божия! Как это мог он вытерпеть и не высказаться в продолжение такого долгого времени, имея перед глазами лица, к которым горел любовью, зная, что обрадовал бы их, если бы сказался, и терпя неприятности от них потому только, что они не знали, кто он? Всё же он был человек – и человек живой, имеющий сердце,- и какое сердце! Душа его, верно, болела и болела нелегко; но он побеждал сию боль твёрдою решимостью – быть верным принятому намерению, и умягчал её сильною любовию, какою горел к Господу.

 

В сём положении он походил на распятого на кресте, но ещё не испустившего дух. Как в сём распятом лёгкое движение или колебание тела раздирает раны и, увеличивая боль, щемит сердце, помрачает голову, так и у него: отца ли видел он или слышал голос матери, слуги ли встречал строгий взгляд или ласку человека стороннего, забывали ль его надолго или увеличивали попечительность о нём - всё сие и многое подобное не могло не терзать сердца его! Но он всё терпел, всё покрывал молчанием, был всегда в одинаковом покойном и немятежном состоянии – не метался туда и сюда, как отчаянный. Так терпел Господь на кресте, так терпели и все мученики.

 

Вот образ истинного монашества и весьма близкий пример для подражания вам, сестры обители сей! Те, кои один из престолов здешних посвятили Алексию человеку Божию, верно, тем хотели внушить вам, чтоб, имея пред глазами пример такого терпеливца, вы подражали житию его».

А вот отрывок из слова произнесённого святителем Филаретом Московским в день прп. Алексия человека Божия, говоренное в Алексеевском монастыре в 1835 году:

«и тако долготерпелив, получи обетование» (Евр. VI .15)

 

«Вспомним, наконец, и долготерпение собравшего нас ныне во храм сей Человека Божия. Дом, богатство, родителей, невесту оставил чудный Алексий, избирая тесный путь спасения, семнадцать лет провёл без жилища, между нищими в притворе церковном; и, что ещё труднее, пробысть, как сказует повесть жития его, приснопамятный в отчем дому неведом, сице худый и изнуряем, от врага побораем, от любве сродников разжигаем, и от рабов своих поругаем, не десять дней или сто, но лет семнадцать всецелых. Какая решительность в намерении спасения, какое постоянство в исполнении, какое терпение в искушениях!»

 

На новом месте монастырь постепенно расширялся, укреплялся и обустраивался, прежде всего, самоотверженным трудом и молитвами насельниц и игумений. Наибольшего расцвета Алексеевский монастырь в эти годы достиг при замечательной подвижнице игумении Антонии Троилиной.

И, как не единожды в истории монастыря, игумения обители была дочь богатых и знатных родителей, оставившая мир и почести ради служения Богу.

 

Алексеевский монастырь в начале 20-го века потрясла катастрофа, обрушившаяся на всю Россию: к власти пришли безбожные большевики. Монастырь закрыли, разорили и осквернили… Но произошло чудо! В 1990 году начали возрождаться уцелевшие храмы обители: сначала храм Всех святых, а за ним и Храм прп. Алексия человека Божия. Терпя и молясь, взирая на бурную жизнь вне стен храма, как некогда и преподобный видел жизнь Рима из своей каморки, восстанавливали верующие поруганные святыни. И сегодня рядом с вами, в вашем городе, пред лицом вашим, в год 1600-летия преставления прп. Алексия человека Божия явлена святость этого места. И пусть всё, что вы узнаете сегодня об истории Алексеевского монастыря, так тесно связанной невидимыми духовными узами с житием преподобного, будет началом хартии, с коей в руках нашли люди святое тело неизвестного доселе подвижника и из которой узнали об удивительном его житии. И пусть это будет началом нового расцвета древней обители.

 

Преподобный отче Алексие, моли Бога о нас!