ИСТОРИЯ / Связь времен. Храмы преподобного АЛЕКСИЯ человека Божия в Алексеевском монастыре. История, интересные факты.
По докладу диакона Максима Кузнецова на Алексеевских чтениях, посвящённых 1600-летию преставления прп. Алексия человека Божия.
Как свидетельствует летопись Алексеевского монастыря: «…в первоначальном своём виде храм святого Алексия человека Божия, можно думать, был деревянный, как все храмы того времени, мал, тесен, во внутренности тёмен, потому что освещался узкими, щелевидными окнами со слюдяными оконницами и железными решётками, холодный и без печей». Как свидетельствует летопись Алексеевского монастыря: «…в первоначальном своём виде храм святого Алексия человека Божия, можно думать, был деревянный, как все храмы того времени, мал, тесен, во внутренности тёмен, потому что освещался узкими, щелевидными окнами со слюдяными оконницами и железными решётками, холодный и без печей».
Храм этот пострадал от страшного землетрясения, которое случилось в Москве в 1445 году, а в 1451 году был разорён при нашествии татар. В 1514 году храм сгорел вместе со всеми строениями монастыря. Однако в том же году скорбь сестёр была утешена, так как повелением и иждивением великого князя Василия Ивановича, вместе с построением и возобновлением Москвы, сильно пострадавшей от пожара, был воздвигнут храм прп. Алексия человека Божия, на этот раз уже не деревяный, а каменный. Архитектором новопостроенного храма был знаменитый строитель того времени иностранец Алевиз Фрязин. Церковь была двупрестольная: во имя Преображения Господня и прп. Алексия человека Божия, с двумя приделами – Тихвинской иконы Божией Матери и Зачатия Анны.
Храм этот не простоял и 50-ти лет, сгорев вместе с монастырём при сильнейшем московском пожаре 1547 года. В том же году, повелением царя и великого князя Иоанна Васильевича Алексеевский монастырь был перенесён на новое место ближе к Кремлю, на черту Белого города, в Чертолье. В XVII веке здесь повелением государя Михаила Фёдоровича и благословением отца его Патриарха Филарета была сооружена церковь о двух верхах и имела три престола: прп. Алексия человека Божия, Тихвинской иконы Божией Матери и Зачатия Анны. …Но в том же году, 10 апреля звуки набата возвестили инокиням, что Москва горит. Пламя этого страшного пожара поглотило Алексеевский монастырь и храм. Как отмечено в летописи: « видно, что провидениенаходило полезным продолжать испытание тем, которые должны постоянно иметь пред очами своей веры слово евангельское « о терпении до конца»».
Новый замечательный собор воздвигли в 1634 году по заказу царя известные мастера Антипа Константинов и Трефил Шарутин. В это время Алексеевский монастырь пользовался особым покровительством царствующей семьи, что было связано, как уже упоминалось с рождением царевича Алексея Михайловича, небесным покровителем которого был выбран прп. Алексий человек Божий. Построенный собор оказывается первым каменным храмом ( следующим стал Казанский собор на Красной площади ) и, важнейшим, будучи связан с почитанием прп. Алексия человека Божия. В хронографе 1617 года собор обозначен среди наиболее важных царских построек в одном ряду с Казанским собором и Теремным дворцом. Кроме того, храм открывает новый период самостоятельного правления царя Михаила Фёдоровича Романова. Основной и самой заметной особенностью собора Алексеевского монастыря было то, что он являлся композицией из двух поставленных рядом шатровых храмов. Это объясняется, скорее всего тем, что венценосный заказчик пожелал построить храм прп. Алексия человека Божия, особо почитаемого им святого, равноценным Преображенскому Храму, построенному первым.Самое известное изображение храмов Алексеевского монастыря принадлежит Карлу Ивановичу Рабусу, сделанное им непосредственно перед разборкой храма в 1838 году. Были обнаружены и опубликованы чертежи храма, сделанные перед разборкой – один из них изображает северный фасад, на другом находим общий абрис плана, на котором отчётливо видны две одинаковые апсиды, что позволяет утверждать: ансамбль был составлен из двух равноценных храмов.
Самое раннее описание собора принадлежит Малиновскому:…посреди ограды две соборные церкви… невысокие, старинной простой архитектуры, обе с пирамидальными осьмиугольными возвышениями одинаковой величины. Колокольня внизу четвероугольная, обширная, повершается в виде небольшой пирамиды, несоразмерной с основанием её».
По описям монастырского имущества 1813 и 1824 годов наиболее достоверно сделано описание внутреннего убранства собора. По обеим описям в монастыре существовало четыре престола: собор Преображения Господня, церковь прп. Алексия человека Божия и два придела – Зачатия Анны и Тихвинской Богоматери. Также существовала трапезная и паперть собора. Иконостас собора Преображения был пятиярусным. В Алексеевской церкви – одноярусный, состоящий только из местного ряда. Вторая от царских врат - икона прп. Алексия человека Божия с приложенным ковчегом с частицами мощей святых и его в том числе, царский вклад. Слева от царских врат - чудотворная икона Грузинской Богоматери в роскошном окладе.
Интересно архитектурное решение, объединяющее в один ансамбль собор и трапезную, появившееся только в начале 17-го века. Интересно ещё то, что в трапезной тоже имелся небольшой иконостас « столярной работы», одна из икон которого была расположена над окном в собор. Существование этого окна, объединяющего трапезную и церковь, возможно, объясняется тем, что оно предназначалось для того, чтобы присутствовать на службе, стоя вне основного пространства храма. Есть упоминание 1667 года о том, что царь Алексей Михайлович присутствовал на праздничной службе, стоя в трапезной. Влияние, оказанное собором на последующие времена, представляется достаточно значительным.
С этим храмом связана история чудесного обретения иконы Грузинской Божией Матери. В 1654 году одна из монахинь монастыря заболела моровой язвой, свирепствовавшей в Москве. Больная обратилась с горячей молитвой к Божией Матери, прося помощи. Вспомнив о чудотворной иконе Грузинской, находившейся на Варварской улице, она с общего согласия сестёр, хотела принести эту икону в монастырь. Однако, спустя некоторое время, пришёл к ней монах в видении, который сказал, что икона сия есть и в их монастыре в пещере. Обыскав всю обитель, сёстры нашли икону в трапезной, в нише для книг, похожей на пещеру. Приложившись к иконе, больная получила исцеление. Затем икону обнесли по всем кельям, и всем больным подавалось от неё исцеление. Икона внесена была в церковь и явление её было ознаменовано целым рядом чудесных исцелений, болезнь прекратилась в монастыре, а вскоре и по всей Москве. Патриарх Никон украсил икону богатым вкладом, жемчугом и драгоценными камнями.
Эта икона находится сейчас в Воскресенском храме в Сокольниках.
В 1838 году, к сожалению, уникальный собор Алексеевского монастыря был разобран в связи с переводом обители на новое место, в Глухое загородное село Красное. Это произошло вследствие решения властей строить на месте Алексеевского монастыря храм Христа Спасителя.
В 1837 году, взяв все святыни и иконы, сёстры двинулись крестным ходом на новое место, где им предстояло начинать всё сначала.
Монастырь перевели к Крестовоздвиженскому храму, где поначалу был устроен придел в честь прп. Алексия человека Божия.
В 1853 году игумения Илария соорудила иждивением доброхотных дателей новую теплую церковь прп. Алексия человека Божия, которую освятил 25 ноября того же года митрополит Московский Филарет (Дроздов).
Храм прп.Алексия человека Божия возвели по проекту архитектора М.Д.Быковского.
В 1899 году по проекту архитектора А.Латкова была произведена перестройка церкви прп.Алексия человека Божия : открытая паперть была встроена в храм и составила его западную часть; старые хоры, затемняющие и стесняющие среднюю часть храма, были отодвинуты, а в западной их части было устроено помещение для ризницы; подвал расчищен под устройство склада церковных вещей; деревянный пол заменен полами из метлахских плит. С.Л. Конюховым был вырезан новый иконостас с размещением на нем новых икон работы Т.И.Тюрина; художник Е.Чернышев расписал орнаментами купола и верхние части северной и южной стен.
Были освящены приделы: правый – в честь Грузинской иконы Божией Матери, левый - в честь прп. Павла Латрийского.
В 1924 году храм закрыли, разорили и устроили в нём районный дом пионеров.
В 2000 году началось возрождение храма прп. Алексия человека Божия, который к этому времени стоял без купола и креста с выкрашенными в красный цвет стенами. Внутреннее пространство было разбито на два этажа и множество функциональных помещений. В алтаре находилась сцена.
На сегодняшний день храм почти восстановлен. Его внешний облик стал таким, каким он был в XIX веке. По уникальному проекту сделан пол. Иконостас сооружён по эскизу, одному из сохранившихся с позапрошлого века. Вероятно, совсем не случайно в трапезной храма есть окно, выходящее во внутреннее пространство храма, как это было в соборе старого Алексеевского монастыря. Есть в храме и свои святыни: чудом обретённая икона прп. Алексия человека Божия, вновь написанные иконы Грузинской Божией Матери, прп. Павла Латрийского, вмч. Екатерины, частицы мощей Киево-Печорских святых, Плащаница Господня золотного шитья.
С 2006 года при храме Указом Патриарха Московского и всея Руси учреждено Патриаршее Подворье с приписным храмом Воздвижения Креста Господня.
Сколько раз разрушался храм прп. Алексия человека Божия?! Но волей Божией его восстанавливали и цари, и простые люди всем миром. Так случилось и ныне: в год 1600-летия преставления прп. Алексия человека Божия возрождён белокаменный благолепный храм во имя этого замечательного святого.