FaceBook
В Контакте
Храм Преподобного Алексиа человека Божия

ИСТОРИЯ / Ново-Алексеевский монастырь в Красном селе XIX - нач. XX вв

Московский Алексеевский девичий монастырь – это древняя обитель, известная с XIV в. За время своего существования монастырь три раза менял место расположения и название, но неизменно носил имя Алексеевского – в честь прп. Алексия человека Божия, святого покровителя основателя монастыря.

 

История местности
Храмы монастыря
Никрополь
Благотворители XIX – нач. XX вв.

История местности

Пасмурным хмурым утром 17 октября 1837 года на дикой и глухой окраине Москвы в Красном селе появилась торжественная процессия. Двигаясь по бездорожью, увязая в сыпучем сыром песке, с хоругвями и иконами шел крестный ход. Духовенство и монахинь сопровождали густые толпы народа. Шествие встречал предстоятель Русской Церкви митрополит Московский Филарет в голубом облачении…

 

Так началась история Ново-Алексеевского девичьего монастыря, продолжая историю древней Алексеевской обители.

 

 

Митрополит Московский Филарет

Красное село – одно из старинных подмосковных поселений, существовавших уже с XII – XIII веков, размещавшихся у древней дороги на Суздаль (близ Великого, позже Красного пруда). Первое летописное упоминание о нем датируется 1480 годом, когда здесь укрылся на две недели от негодующих горожан Великий Князь Иван III, оставивший войско и не пожелавший вступить в битву с ханом Ахматом, шедшим на Москву. Архиепископ Ростовский Вассиан настоятельно уговаривал Иоанна III не бояться сражения с татарами. Великий Князь вернулся в войско и начал переговоры с ханом.

 

Сражение так и не состоялось: из-за наступившей зимы неготовые к морозам татары отступили сами. В XVI – XVII веках на территории Красного села располагалась большая Красносельская дворцовая слобода, населенная крестьянами и разного рода ремесленниками. Отсюда в 1605 году, в Смутное время, началось народное движение, которое окончилось низвержением с престола В. Шуйского. Побывавший в Москве в 1608–1611 годах шведский посланник Петр Петрей отмечал, что "близ Москвы лежит большая деревня, в которой до 700 крестьян и ремесленников, она называется Красное село". В 1609 году Красное село было сожжено тушинцами.

Великий Князь Иван III
Главная улица села была продольной и проложена параллельно Красному пруду. На ней располагались слободские дворы, разделенные поперечными улицами, ведущими к пруду. Интересно, что трасса центральной улицы Красного села соответствует направлению и очертаниям современной Верхней Красносельской улицы, причем в поперечных направлениях, ведших к пруду, прослеживается трасса Красносельских переулков и Краснопрудного тупика.
Красное село

После событий Смутного времени в Красном селе в 1625 году была возведена деревянная приходская церковь Воздвижения Животворящего Креста Господня с приделом Тихвинской Божией Матери.

 

В 1695 году пруд был расширен для устройства и проведения на нем празднеств в честь взятия Азова. Была организована пальба по воздвигнутым среди пруда трем городкам. Таким образом, Красный пруд стал одним из самых больших в Москве. Севернее него располагался Краснопрудный царский дворец. К западу, на месте современного Ярославского вокзала был Артеллерийский полевой двор, где размещались Оружейный завод, склад пушек и снарядов. За Красным селом по современной Русаковской улице располагался Фуражный, или Житный, двор, в котором хранились запасы казенного зерна.

 

С середины XVIII века село уже не было подмосковным, а стало окраиной Москвы, так как вошло в черту города.

В 1692 году деревянная приходская Крестовоздвиженская церковь была заменена на каменную. В 1812 году она была разграблена французами и только благодаря причетнику, который один из причта не бежал от опасности, сохранились святые иконы: Спасителя, Тихвинской Божией Матери и св. Николая Чудотворца. Тронутые его мольбами, грабители пощадили иконы.

 

К этой Крестовоздвиженской церкви и повелено было перевести Алексеевский монастырь. Улица, на которой она стояла, была продолжением главной Красносельской, но совершенно пустынна. За монастырем находился дом частного владельца с большим садом. Кое-где стояли домики под соломенной кровлей, около них покосья, ограждаемые от прохожих жердями. Влажная низменность к Красному пруду занималась огородами…

 

Именно сюда, со слезами и с тревогой за будущее обители и двинулись сестры Алексеевского монастыря крестным ходом хмурым дождливым днем 17 октября 1837 года. Митрополит Филарет встретил шествие. Было часов одиннадцать, когда началась литургия. Совершив ее, Владыка посетил игуменью в новых ее келиях. Окропил их и, пробыв минут двадцать, оставил нововоздвигнутую обитель.

 

Православный народ очень сочувственно отнесся к событию перенесения монастыря. Не только в первый, но и в последующие дни монастырь был полон посетителями. Соседние городские храмы оскудели богомольщиками, ибо окрестные жители, привлеченные новостью, полюбили монастырское богослужение. Православные из сел Алексеевского, Измайловского, Мытищ шли сюда помолиться.

Внутри ограды территория монастыря была четко спланирована: вокруг храма располагалось монастырское кладбище, его в каре обрамляли восемь 2-этажных прямоугольных в плане братских корпусов, каждому из которых соответствовали деревянные одноэтажные хозяйственные постройки. Несколько других одноэтажных деревянных жилых строений было разбросано по территории. Также в монастыре имелись погреба, конюшня, прачечная, три колодца. В северной части широкая полоса земли была занята лугом.

Храмы монастыря

Красносельская приходская церковь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня с приделом во имя Тихвинской иконы Божией Матери стала первой монастырской церковью.

 

Это был каменный храм, возведенный в 1692 году на месте старой деревянной церкви постройки 1625 года. В 1812 году Крестовоздвиженская церковь была разорена и заново освящена после восстановления. В 1857 году храм перестроили и расширили по проекту архитектора М. Д. Быковского; была возведена колокольня и монастырская ограда с башнями. Благодаря устроенной галерее старая церковь оказывается непосредственно связанной с оградой и фронтоном уличной застройки. Обновленный храм освятил 13 (26 по н. ст.) сентября митрополит Московский Филарет.

 

Церковь оставалась холодной, богослужения совершались в ней только летом. В 1874 году игумения Антония решилась сделать храм теплым. Под руководством Г. Вельмана, изобретателя особого рода печей, была сделана духовая печь, согласно всем требованиям новейшей вентиляции.

Крестовоздвиженская церковь по проекту архитектора М. Д. Быковского

Из прежнего Алексеевского монастыря во вновь устроенную обитель были перенесены чудотворные иконы Грузинской Божией Матери и Целительницы, а в приходской церкви Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня встретила их чудотворная икона Тихвинской Божией Матери.

 

Через десять лет после переселения монастыря в Красное село начали истекать исцеления от иконы святых Кирика и Иулитты, писанной на стене у входной двери, а вскоре были принесены в дар от неизвестной особы частицы мощей святой мученицы и ее блаженного младенца.

 

В настоящее время Крестовоздвиженская церковь оказалась внутри сложной формы 5-этажного административного здания ВНИИ рыбного хозяйства, стены которого кое-где включают в себя остатки храма. С запада, где теперь находится вестибюль, сохранилась часть трапезной со сводом, на котором иногда, по словам работников института, проступают росписи. Вдоль южной части на первом этаже имеется извилистый коридор с явными частями старых стен. Зал заседаний на первом этаже в центре здания также содержит фрагменты древней постройки.

 

Крестовоздвиженская церковь была холодная и сырая. В 1853 году Игуменья Илария на пожертвования доброхотных дателей выстроила новую теплую церковь во имя Алексия человека Божия. Храм с двумя приделами – во имя Грузинской Божией Матери (правый) и во имя св. Павла Латрийского (левый), был освящен Его Высокопреосвященством Филаретом митрополитом Московским 12 (25 по н. ст.) ноября 1853 года.

 

В 1879 году к двум келейным корпусам. К востоку от Крестовоздвиженской церкви было пристроено каменное двухэтажное строение для монастырской больницы и домовой церкви во имя Архангела Михаила. Храм не сохранился. На его месте сейчас стоит огромный кирпичный жилой дом.

 

Чудотворная Грузинская икона Божьей Матери Икона Божией Матери "Целительница"

В 1891 году на новом монастырском кладбище по проекту архитектора А.А.Никифорова был построен храм Всех Святых с приделом Казанской Божией Матери. В подклете храма устроили усыпальницу для желавших завести семейные склепы. В храме возвели беломраморный иконостас, выполненный по рисункам Н. И. Чичагова. Расписывали церковь иконописцы Троице-Сергиевой лавры. В 1889–1897 годах южнее Всехсвятского храма по проекту того же архитектора были выстроены два симметричных относительно его продольной оси двухэтажных каменных корпуса для келий и монастырского училища. Об открытии монастырского училища "Московские церковные ведомости" сообщали, что 27 августа 1889 года была освящена школа для 17-ти девочек сирот и дочерей беднейших членов духовенства.

Храм Всех Святых уцелел, хотя и сильно пострадал. В конце 1990-х гг. его возвратили верующим. Ныне он почти восстановлен.

Храм Всех Святых по проекту архитектора А.А.Никифорова

Никрополь

Монастырю трудно было благоустроиться на новом месте, не имея на то средств. Привыкшие жить посреди многолюдства около Кремля, монахини долго не могли освоиться с новой местностью, которая была дика, пустынна и не совсем безопасна. Сестры питались трудами рук своих. Существование их было соединено с большими лишениями и затруднениями. Митрополит Московский Филарет, удостоверившись в скудных средствах монастыря, позволил иметь при монастыре кладбище, которое и составляло главный источник доходов, необходимых для поддержки обители.

 

Еще на старом погосте в Чертолье, открытом при обители в XVI веке, до 1771 года хоронили только монашек. Там же нашли последнее пристанище и вельможи, например, князья Щербатовы, сподвижник Петра I А. И. Шаховской, генерал-поручик И. В. Панин, Заряжские, Юшковы, княгиня С. Ю. Мещерская и другие. Кладбищенская земля хранила и неожиданные находки, например, когда рыли котлован для строительства здания Дворца Советов, то были найдены кости мамонта.

 

На новом богатом кладбище Ново-Алексеевского монастыря, открытом в 1841 году, в каменной ограде с башнями был похоронен художник И. М. Прянишников (1894), историк А. А. Шахов (1877). Здесь же похоронены и некоторые знакомые А. С. Пушкина, например, А. Ф. Вельтман (1870), член-корреспондент Академии наук, автор романов, повестей и драм. На его стихи многие русские композиторы, например, А. А. Алябьев и А. С. Даргомыжский, написали вокальные произведения; Ф. Ф. Вигель (1856), автор "Записок" о Пушкине; В. Д. Корнильев (1851), писатель; П. П. Короткова (1860), болдинская соседка Пушкина; Н. А. Рамазанов (1867), ваятель; В. Н. Репнина (1891), княжна; А. Ф. Шаликова (1867), княгиня, жена поэта П. И. Шаликова, и его дочь писательница Н. П. Шаликова (1878); С. С. Хлюстин (1844), племянник графа Ф. И. Толстого.

 

Земля, отведенная под кладбище, украсилась мраморными, гранитными и другими памятниками, около которых заботливостью сестер обители каждое лето высаживались цветы, соединяющие свой аромат с благоуханием душистых тополей, произраставших в изобилии на территории монастыря. Во всей обители стараниями сестер была безукоризненная опрятность.

 

Кладбище закрыли в 1919 году. Заброшенное, оно несло печальную судьбу разрушения и гибели, присущую монастырским кладбищам Москвы. После закрытия обители около 1930 года на месте кладбища разместили районный парк, все захоронения были разграблены и уничтожены. В 1967 году М. Л. Богоявленский записал рассказ старожила о том, что в 1930-е годы кто-то из проживающих в Америке русских попытался разыскать здесь могилу своего родственника с целью перевезти останки за океан, но ничего тогда найти не удалось.

Князь Алексей Иванович Шаховской (1690 — 1737), генерал-аншеф, сенатор, правитель Малороссии И. М. Прянишников (1894), художник Александр Фомич Вельтман (1800-1870) Русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1854)

Благотворители XIX – нач. XX вв.

Ново-Алексеевский монастырь во многом существовал благодаря пожертвованиям. Зачастую благотворителей и погребали в обители.

В словаре Брокгауза и Эфрона "благотворительность" определяется как "проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему".

 

Древние греки и римляне старались по возможности избегать самого вида нищеты, которая внушала им одно лишь отвращение и ужас.

Благотворительность в истинном смысле этого слова является вместе с христианством. Проповедь христианская проникала до глубины человеческого сердца.

 

Первые уверовавшие во Христа в Иерусалиме в порыве благочестия отказывались от частной собственности, продавали свои имения и раздавали всем нуждающимся.

 

Многие святые вышли "из богатых". Это вмч. Дмитрий Солунский, мученицы Татиана, Ирина, Варвара, Екатерина, прп. Иоанн Дамаскин и, конечно, прп. Алексий человек Божий.

 

В России христианская проповедь благотворительности нашла восприимчивую почву в славянском гостеприимстве.

До наших дней дошли исторические документы о благотворительности князей и княгинь от Иоанна Калиты до Анастасии, первой супруги Иоанна Грозного.

Известна своей благотворительностью семья святых царственных мучеников Императора Николая II и Императрицы Александры Федоровны. Царь содержал два театра в Москве и три театра в Санкт-Петербурге, помогал Художественной Академии и Академии наук. Он также содержал сиротские приюты, богадельни, дома для слепых и многие больницы.

 

Александра Федоровна по своей инициативе учреждала работные дома в России, школы для сиделок и ортопедические клиники для больных детей. Во время голода 1898 г. она пожертвовала 50000 руб. из своего частного фонда для голодающих в деревне.

 

В XIX – нач. XX вв. в России появились целые династии благотворителей. В словаре крупнейших московских благотворителей содержатся сведения о восьми благотворителях рода Хлудовых, шести Бахрушиных, шести Куманиных, четырех Рахмановых и о других, в том числе – о шестнадцати благотворителях рода Морозовых. В1900 году только в одной Москве было 629 благотворительных учереждений, из которых город содержал лишь 27.

 

Мотивы к благотворению бывали разными, но единым было убеждение в том, что благотворить – естественно и необходимо. И чем устойчивее были эти традиции, чем дольше они существовали, тем раньше молодые члены фамилии становились благотворителями.

Известный московский благотворитель Павел Михайлович Третьяков с братом Сергеем рано унаследовали дело отца, купца 2-й гильдии, владельца бумагопрядильной фабрики. Братья Третьяковы прославились прежде всего как основатели и создатели знаменитой Третьяковской галереи – всемирно известного музея.

 

До конца своей жизни за свой счет Павел Третьяков продолжал пополнять галерею и завещал Московской Городской Думе весь свой капитал на будущее пополнение музея.

Император Николая II и Императрица Александра Федоровна Павел Михайлович Третьяков

Павел Михайлович родился 27 декабря 1832 года. Мало кто знает, что его небесный покровитель – св. прп. Павел Латрийский, в честь которого в 1853 году и был освящен левый придел нашего храма.

В 1906 году в Москве появились две домовые церкви в честь св. прп. Павла Латрийского, построенные на средства Павла Михайловича, – это домовая церковь при училище для глухо-немых мальчиков на Донской улице и домовая церковь при богадельне-приюте для слабоумных. Средства на постройку и содержание училища и приюта оставил Павел Михайлович Третьяков. Поводом было печальное событие: сын его оказался душевнобольным.

 

Возможно, что и на устроение придела прп. Павла Латрийского храма Алексия человека Божия пожертвовал Павел Михайлович, но даже если и не найдется такого подтверждения – это не уменьшит нашего уважение к его благотворительной деятельности.

 

В 1855 году правый придел Крестовоздвиженского храма был освящен в честь св. Симеона Персидского, по желанию генерал-лейтенанта Симеона Степанова, который завещал устроить придел во имя своего небесного покровителя и пожертвовал на это средства. Генерал был погребен в этом самом приделе, а над его могилой горела неугасимая лампада.

 

В Крестовоздвиженской церкви были похоронены известные московские благотворители муж и жена Набилковы. Федор Набилков и его брат Василий были из крепостных крестьян Ярославской губернии, бывшие крепостные графа Шереметьева. Они много жертвовали на храмы и монастыри.

 

На монастырском кладбище похоронена дочь полковника Любовь Гавриловна Шишкина, которая пожертвовала на нужды Церковно-приходской школы 100000 рублей.

На деньги купечества и предпринимателей в разные годы было возведено около десятка благоустроенных богаделен. На Верхней-Красносельской улице, 15 сохранилось здание бывшей богадельни вдовы Геер.

 

Иосиф Николаевич Геер, швед по происхождению, женился на русской, принял российское гражданство, в 1835 году вступил в Московскую купеческую гильдию. Дело его процветало до самой кончины. После смерти мужа в 1894 году Наталья Петровна Геер пожертвовала городу участок земли в размере 14 тыс. кв. сажен со всеми находящимися на нем строениями (стоимостью в 251 тыс. руб.) с условием, что на части этого участка в 4 тыс. кв. сажен будет построена богадельня на 60 человек и ей должно быть присвоено имя ее покойного мужа Иосифа Геера.

 

Возвести богадельню поручили известному архитектору Льву Николаевичу Кекушеву. В богадельне город обязался построить и домовую церковь в честь Иосифа Обручника. На свои средства Наталья Петровна приобрела всю церковную утварь, купила иконы с дорогими окладами, необходимую церковную мебель, всё облачение священнослужителей и заказала иконостас. В помещении алтаря, зале перед церковью, вестибюле и прилегающих помещениях пол был выполнен из мозаики, а в остальных помещениях – паркет.

Богадельня

 

Церковь Иосифа

Богадельня была открыта 1 января 1889 года. Она предназначалась для престарелых жителей Москвы обоего пола числом до ста человек.

 

Сейчас гораздо труднее, чем до революции. Раньше у людей, живущих в России, было ощущение царства – русского православного царства. И все русские предприниматели служили не только Богу и людям, но и Царю. Тогда крупное русское предпринимательство было очень тесно связано с властью, и поэтому благотворительные проекты были колоссальными по своим масштабам. Строились целые больницы, огромные богадельни, приюты.

 

Было бы несправедливо говорить о благотворительности только самых богатых и самых известных. В России огромное количество "полезных" учереждений: богаделен, приютов, больниц для бедных, строилось не только потому, что было много богачей. В районные, приходские, больничные, школьные попечительства входили и люди среднего достатка, платившие небольшие ежегодные взносы. Так "с миру по нитке" и собирались довольно значительные средства.