FaceBook
В Контакте
Храм Преподобного Алексиа человека Божия

ИСТОРИЯ / Храм Алексия человека Божия

 

Архитектура
Приделы
Возрождение

Первый храм прп.Алексия человека Божия был построен в XIV в. на территории Зачатьевского Алексеевского монастыря в Москве на Остоженке. Он был маленьким, деревянным, с узкими слюдяными оконцами. Его заменил соборный храм Зачатия святой Анны, в котором был придел прп.Алексия человека Божия.

 

Монастырские храмы и постройки неоднократно страдали от опустошительных пожаров и разрушительных набегов неприятеля. Уничтожался и возрождался вновь вместе с обителью и Алексеевский храм. Так в 1514г. итальянский зодчий Алевиз Фрязин по прозвищу Миланец построил в обители вместо сгоревшего новый каменный теплый храм прп.Алексия человека Божия. Построенная Алевизом церковь была с двумя престолами: Преображения Господня и Алексия человека Божия, с приделами Тихвинской иконы Божией Матери и Зачатия св.Анны.

 

В 1547 году монастырь снова сгорел со всеми строениями и был переведен и восстановлен в урочище Чертолье (ныне ул.Волхонка), но и здесь на новом месте 10 апреля 1629 года сгорел деревянный монастырский храм, о чём известно из послепожарной описи Белого города.

 

Первый храм прп.Алексия человека Божия XIV в. Первый храм прп.Алексия человека Божия XIV в.

Новый каменный храм был построен в 1633-1634 гг. и представлял собой двухшатровую церковь – одну из последних, сооруженных до указа Патриарха Никона о запрещении строительства на Руси шатровых храмов и о повсеместном переходе к древнему крестово-купольному зодчеству.

 

Строительство каменного храма в сравнительно недавно сменившей место своего расположения обители, а также освящение его самим Патриархом, связано с рождением Цесаревича Алексея и с почитанием прп.Алексия человека Божия – небесного покровителя родившегося наследника нового царствующего рода Романовых. Особое отношение Царя к строительству храма предопределило то, что возводили его ведущие русские мастера каменных дел того времени Онтип Константинов и Трифон Шарутинов, которые потом через два года участвовали в возведении Теремного дворца.

 

Известно изображение Алексеевского монастыря, сделанное непосредственно перед разборкой храма в 1838 году. Недавно были обнаружены и опубликованы чертежи храма, сделанные перед разборкой – один из них изображает северный фасад; на другом – общий абрис плана с отчётливо видными двумя одинаковыми апсидами, говорящими о том, что храм был двухшатровым.

 

В самых ранних описаниях собора говорится, что две соборные церкви были невысокие, простой старинной архитектуры, с пирамидальными восьмиугольными возвышениями одинаковой величины, украшенными в готическом вкусе. Четырёхугольная обширная колокольня завершалась в виде небольшой пирамиды, несоразмерной с её основанием. Из более позднего описания собора известно, что шатры были "глухие", поставленные над двумя смежными четвериками на сомкнутых сводах.

 

Большой интерес представляют описи монастырского имущества, сделанные в 1813 и 1824 гг., хранящиеся в архивах ЦИАМ. В документах подробно описаны иконостасы с указанием стоимости убранства каждой иконы. Существуют пометки о том, куда отправлены иконы после перевода монастыря на новое место. По-видимому, большая часть икон попала в Красное село, некоторые же из них были отправлены в село Ново-Спасское Деденёво или в село Бородино. По обеим описям в монастыре существовало четыре престола: собор Преображения, церковь Алексия человека Божия и два придела – Зачатия Анны и Тихвинской Богоматери. Также были трапезная и паперть собора.

 

Состав иконостасов – во многом "романовский", в начале XIX в. они включали: три иконы Алексия человека Божия, причем одна из них – в богатом окладе; три иконы Казанской Богоматери, две иконы Фёдоровской Богоматери, две иконы Знамения.

 

Иконостас собора Преображения был пятиярусным. В верхнем ярусе размещался цикл Страстей Господних, в нижнем ярусе - справа от Царских врат находилась храмовая икона, сразу за ней – икона прп.Алексия человека Божия. В Алексеевской церкви иконостас одноярусный, состоящий только из местного ряда. Вторая от Царских врат икона Алексия человека Божия с приложенным ковчегом с частицами мощей святых, в т.ч. самого преподобного – царский вклад. Слева от Царских врат, прославившаяся во время мора середины XVII в. икона Грузинской Богоматери в роскошном окладе. Приделы были небольшими зеркальными по устройству. Престолы – деревянные, тогда как престолы обеих церквей – каменные. Иконостасы - трёхярусные, причём третий ярус занят Распятием, второй – в Тихвинском приделе Тайной вечерей и двумя круглыми клеймами Страстей, а в Зачатьевском – одной иконой Казанской Богоматери. Вероятно, иконостасы были барочными, сужающимися кверху. Скорее всего приделы были встроены в объёмы храмов и трапезной. Архитектурные решения, объединяющие в один ансамбль монастырский собор и трапезную палату известны только в начале XVII в – возможно, что эта попытка сложить все каменные здания в одной постройке была связана с практицизмом архитектуры того времени, вызванным всеобщей бедностью после войн.

 

В начале XIX в. в трапезной также имелся небольшой одноярусный иконостас "столярной работы". Из его описания узнаём, что одна из икон была расположена над окном в собор, предназначавшемся для того, чтобы присутствовать на службе, стоя вне основного пространства храма. Аналогичное устройство такого окна известно в ярославской церкви Николы Надеина. Первое упоминание трапезной относится к 1667 году, когда Алексей Михайлович присутствовал на праздничной службе, стоя в трапезной; в службе участвовали прибывшие на собор восточные Патриархи.

 

Собор Алексеевского монастыря в Чертолье незаслуженно обойдён вниманием историков архитектуры, оставаясь "в тени" построенного на его месте храма Христа Спасителя. Влияние, оказанное собором на последующие памятники, представляется достаточно значительным. Новый, более вольный и практичный подход к формированию храмового ансамбля, использование глухих шатров, двухцентровая композиция ставят этот памятник в ряд уникальных в истории русской архитектуры.

 

В 1837 году уникальный храм разобрали вместе с другими строениями древней обители, так как на этом месте по повелению Николая I воздвигли храм Христа Спасителя. Алексеевский монастырь перевели в окраинное московское Красное село к приходской Крестовоздвиженской церкви, где в 1841 г. был освящен в честь прп.Алексия человека Божия правый придел.

Наконец в 1853 году игумения Илария соорудила иждивением доброхотных дателей новую теплую церковь прп.Алексия человека Божия. Это и есть наш храм – один из трёх уцелевших храмов Ново-Алексеевского монастыря.

Архитектура

Храм прп. Алексия человека Божия возвели по проекту архитектора М. Д. Быковского. В плане храм представляет собой вытянутый с востока на запад прямоугольник с тремя полуциркульными апсидами и выступом ризалита в центре западного фасада. Церковь была исключительно щедро украшена деталями, заимствованными из древнерусского зодчества XVI – XVII  веков: килевидные завершения декоративных аттиков и арок аркатуры барабана, декоративные колонки с дыньками. Архитектор Быковский, следуя иерархической и центрической структуре древнерусских монастырей, делает расположенный в центре обители храм прп. Алексия человека Божия композиционным ядром монастырского ансамбля. Храму придается сложная расчлененность объема, зрительно создающая впечатление трех вплотную пристроенных друг к другу зданий. Основной объем завершается развитой системой килевидных аттиков разной величины.

 

Храм прп. Алексия человека Божия по проекту архитектора М. Д. Быковского

Храм увенчивается огромным тяжелым куполом на широком световом барабане, по высоте почти равном основному объему. Новая церковь монастыря воспринимается как ядро монастырского ансамбля.

 

В 1899 году по проекту архитектора А. Латкова была произведена перестройка церкви прп. Алексия человека Божия: открытая паперть была встроена в храм и составила его западную часть; старые хоры, затемняющие и стесняющие среднюю часть храма, были отодвинуты, а в западной их части было устроено помещение для ризницы; подвал расчищен под устройство склада церковных вещей; деревянный пол заменен полами из метлахских плит. С. Л. Конюховым был вырезан новый иконостас с размещением на нем новых икон работы Т. И. Тюрина; художник Е. Чернышев расписал орнаментами купола и верхние части северной и южной стен.

Приделы

В храме прп.Алексия человека Божия освящены два придела: правый – в честь Грузинской иконы Божией Матери, левый - в честь прп. Павла Латрийского.

 

Икона Павла Латрийского
Грузинская иконы Божией Матери

Павел Латрийский

Житие преподобного

Преподобный Павел Латрийский происходил из города Элея 1) от благородных родителей. В раннем возрасте лишившись отца своего, он воспитывался в обители святого Стефана во Фригии 2). Затем, похоронив в непродолжительном времени и мать, он, будучи еще отроком, посвятил себя всецело на служения Богу в одном монастыре, находившемся на горе Латре недалеко от Милета. Умерщвляя плоть свою, святой подвижник никогда не ложился на постель или рогожину, а склонившись на дерево или камень, предавался непродолжительному сну.

 

Часто, для преодоления сна, он вешал два больших камня на спину и ходил до утрени вокруг монастыря, или, удалившись на берег протекавшего неподалеку ручья, под тенью дерева предавался слёзной молитве и богомыслию.

 

Икона Павла Латрийского

Не довольствуясь и сими подвигами, чтобы всецело предаться Христу, преподобный Павел удалился на безмолвие в пещеру; потом вошел на высокую гору и поселился на ней.

 

Один пастух, случайно обретший преподобного в его уединении, доставлял ему пищу. Преуспевая в духовном совершенстве, Павел стяжал от Бога дар прозревать в мир невидимый и творил чудеса. Слава о дивных подвигах и святом житии преподобного привлекла к нему многих подвижников, которые, поселившись у подошвы скалы, устроили монастырь. Император Константин Порфирородный 3) часто писал к нему, прося его молитв и советов; Петр, царь Болгарский, и папа Римский 4) почитали его за Богоугодную жизнь. Тяготясь, что безмолвие его нарушается многочисленными посетителями, преподобный Павел дважды удалялся на остров Самос 5), где им была основана лавра и восстановлены три монастыря, разоренные Агарянами. По вторичном возвращении в Латр, он предсказал час своей кончины. Потом сошел с горы и, благословив братию, с миром предал дух свой Господу 6).

 

1) Элей - город в Мизии - северо-западной области Малой Азии близ Пергама.
2) Фригия - большая область Малой Азии, обнимавшая первоначально всю среднюю часть западной половины полуострова, кроме того позднее причислявшийся к Мизии южный берег Пропонтиды (Мраморного моря) до Геллеспонта (Дарданеллы).
3) Константин VII Порфирородный - Византийский император, царствовал с 912 по 959 г.
4) Здесь разумеется папа Агапит II, занимавший Римскую кафедру с 946 по 955 г.
5) Самос - один из главных островов Эгейского моря (Архипелага), вблизи западного берега Малой Азии.
6) Преподобный Павел Латрский скончался 16-го декабря, 956 года.
Источник: Святитель Дмитрий Ростовский "Жития святых"

 

Из Добротолюбия

Сей божественный Павел все почти время проводил в горах и пустынях, соседями и сотрапезниками имея диких зверей, и разве когда сходил в Лавру, для посещения братий, – коих он обычно учил не малодушествовать и не отставать от притрудных и приболезненных дел добродетели, но со всем вниманием и рассуждением Евангельского держаться жительства и вседушно противоборствовать духам злобы. При этом он поведал им и метод, как могут они сделаться сильными – отучиться от прежних страстных расположений и отвращаться от новых насеяний страстей. Вот смотри, как сей Отец божественный учит методу не ведающих его питомцев своих, чтоб им могли они отвращать приражения страстей. Метод же этот не иной, как хранение ума: ибо его это дело (отражение прилогов), а не другого чего.
Икона Павла Латрийского

Мандилион

Царь Эдессы Авгарь обратился ко Христу в надежде излечиться с его помощью от жестокой болезни. Вместо того, чтобы самому прибыть к Авгарю, Христос вручил его посланцу чудесным образом запечатленный на матерчатом плате отпечаток своего лика – Мандилион ("Спас Нерукотворный").

Житие рассказывает о том, как Павел упросил императора Константина VII положить поверх святыни кусок полотна, а затем прислать к нему это полотно. И в то время, как обыкновенные люди не видели в этом куске ничего, кроме полотна, сам Павел способен был различать отобразившийся на нем образ Спасителя.

 

Мандилион

Тропарь, глас 4:

Яко безплотных единовсельника, и всем преподобным сообщника, всеславне Павле, поем тя, и молим тя: молися всегда о нас, яко да обрящем милость.

Кондак, глас 8:

От юности, мудре, яже паче смысла вожделел еси мужески, мирский мятеж оставил еси, и был еси божественнаго ради жительства Троицы жилище, и просветил еси верою приступающыя тебе. Тем зовем: радуйся Павле пребогате.

Память 15 декабря / 28 декабря

Грузинская икона Божьей Матери

В царство благоверного Царя Михаила Фёдоровича в 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию. Тогда были взяты и вывезены в Персию многие грузинские святыни и иконы не почитания ради, но с целью продажи их русским купцам. В1625 году эту икону с великой радостью купил у персиянина благочестивый приказчик ярославского купца Георгия Лыткина. В то же время самому Георгию было откровение Божие во сне о драгоценной иконе, приобретённой его приказчиком Стефаном в Персии и повеление отослать её в Красногорский мужской монастырь Двинской области ( Холмогоры ).

 

Купец отнёс икону в указанную обитель и здесь она прославилась многими чудотворениями. По благословению Святейшего Патриарха Филарета икону стали с крестным ходом обносить по городам и монастырям России. Тогда повсеместно появились списки этой чудотворной иконы.

 

Одним из самых древних считается список, хранящийся в Раифской обители Казанской епархии. Списки были сделаны и в Москве. Один из них находится в храме Живоначальной Троицы в Никитниках, другой находился в храме Покрова Божией Матери на Воронцовом поле, который в начале XX века был разрушен, а образ перенесли в храм св. апостолов Петра и Павла на Яузе. В 1991 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II икона торжественным крестным ходом была перенесена в храм святителя Мартина Исповедника, где поныне и находится.

 

Из письменных документов, хранившихся в Алексеевском монастыре, известно, что в 1654 году во время морового поветрия в Алексеевской обители была обретена икона Божией Матери Грузинской во впадине церковной стены за шкафом, по сонному видению инокини этой обители. Икона была внесена в церковь, и явление ее было ознаменовано целым рядом чудесных исцелений.

 

Болезнь прекратилась в монастыре, а вскоре и во всей Москве. Также перед этой иконой, в 1662 году, последовало чудесное исцеление слепой 12-летней княжны Марии Прозоровской, дочери астраханского воеводы. Прозревшая княжна не возвратилась уже в мир и приняла иночество.

Чудотворная икона Грузинской Божией Матери всегда очень бережно хранилась в Алексеевской обители и. когда монастырь переехал на новое место в Красное село, святыню поместили в Крестовоздвиженский храм.

 

После того, как в 1853 году построили храм прп. Алексия человека Божия и освятили его правый придел в честь Грузинской Божией Матери, чудотворная икона находилась там до той поры, пока безбожная советская власть не закрыла монастырь. Древнюю святыню передали храму Воскресения Господня в Сокольниках, где она находится и сейчас, вопреки распространённому мнению, что икона утеряна.

 

Грузинская икона Божьей Матери Грузинская икона Божьей Матери Чудотворная Грузинская икона Божьей Матери

Молитва иконе Божией Матери "Грузинская"(1658 г.)

Из молитвослова 1909 г. Издания

Приими, всеблагомощная Пречистая госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары от нас, недостойных рабов Твоих, к Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой сущей ту и послушающей моления наша и подающи с верою просящим по коемуждо прошению и исполнение: скорбящим скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, расслабленных и недужных исцеляеши и от бесных бесы прогониши,. обидимыя от обид избавляеши, и насилуемых спасаеши, грешных прощаеши,. Прокаженных очищаеши и малых детей милуеши, и неплодныя от неплодства разрешаеши. Еще, госпоже Владичице, от уз и темниц свобождаеши и всякия многоразличныя страсти исцеляеши и очныя болезни уврачуеши и от смертоносныя язвы избавляеши: вся бо возможна суть ходатайством Твоим к Сыну Твоему,. Христу Богу нашему. О всепетая Мати, Пречистая Богородице! Не престай молити о нас недостойных раб Твоих, славящих Тя и почитающих, и поклоняющихся Пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну, и веру несумненну, к Тебе Приснодеве, преславней и непорочной, славящих и чтущих, и поющих Тя во веки веков. Аминь.

Чудотворная Грузинская икона Божьей Матери

Молитва 2-я

К Тебе Богоизбранная отроковице, Пресвятая Дево Богородице, небесе и земли Царице, припадающе, вопием: услыши молений наших глас и не отврати лица Твоего от нас недостойных. Приими, всеблагая, от недостойных раб Твоих, чтущих всечестное имя Твое и с верою покланяющихся Тебе пред чудотворным Твоим образом, приносимое ныне теплое моление наше: вознеси к Престолу Сына Твоего, Христа Бога нашего, да милостив будет к неправдам нашим и не воздаст нам по делом нашим, но да пробавит щедроты Своя. Вемы, яко несмы достойни, по грехом нашим, от Него помиловати быти, аще не Ты, Владычице умолиши Его о нас: вся бо можеши испросити у Него, матернее бо к Нему имаши дерзновение. Сего ради к Тебе, яко всемощней и всеблагой заступнице нашей, прибегаем, усердно молящееся: испроси у рождшагося от Тебе единароднаго Сына Божия, Христа Бога нашего, всем нам в святоотечестей Православней вере твердое, до конца дней наших, пребывание и во всех заповедех Господних неуклонное хождение, да прочее время живота нашего поживше во всяком благочестии и чистоте, сподобимся мирныя христианския кончины и добраго ответа на страшнем суде Сына Твоего и Бога нашего и тако достигнем, под кровом Твоея помощи, живота вечнаго во Царствии Отца светов, Емуже купно со единородным Его Сыном и Святым Духом, подобает слава,. честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

Молитва Святого преподобного Нила Сорского к Божией Матери Грузинская

О Пресвятая Владычице моя Богородице, ангелов и архангелов, херувимов и серафимов Пречестнейшая, всех святых Пресвятейшая, Дево Мати Божия! Спаси мя, смиреннаго и грешнаго раба Твоего. Ты бо веси, Всемилостивая Госпоже, яко всю мою надежду по Бозе на Тя возлагаю, и несть ми инаго прибежища спасительнаго, токмо Ты, Всеблагая. Ты моя крепость, Владычице, Ты моя и сила, Ты мое радование в скорбех, Ты мое пристанище во искушениих, Ты мое исправление в падениих, Ты и спасение мое всенадежное, о Мати Зиждителя и Господа моего! Помози ми, плавающему в пучине жития сего, люте обуреваемому и бедствующему от потопления греховнаго. Даждь ми руку помощи, Помощнице моя, и избави мя от тимения глубины, да не погрязну в бездне отчаяния; буря бо грехов и страстей возста на мя, и волны беззаконий погружают мя. Но Ты, Милосердая Мати, во пристанище безстрастия настави и спаси мя, безнадежных Надеждо и Ходатаице спасения моего.

 

Тропарь, глас 4-й

Днесь светло красуется обитель Красногорская,
и с нею ликовствует Раифская пусьтыня, яко зарю солнечную, от востока возсиявшую, восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, еюже
разгоняеши мглу искушений и бед от вопиющих верно: избави обительнашу и вся страны Христианския
от всех навет вражиих, и спаси душа наши, яко милосердная заступница рода Христианского.

Тропарь, глас 5-й

Веселяться Православныя народи,
видяще Владычице Дево Богородице,
Твою пречудную и чудотворную икону,
и приемлют врачество душевное и телесное Твоею милостию всегда. Темже и мы,
покланяющиеся оней, усердно тебе вопием: помилуй, благая Мати, смиренныя рабы Твоея,
и избави нас от всякого зла и навета вражия,
молящи Сына Твоего Господа, Иисуса,
да, спасшеся зде, небесное жительство получим человеколюбие и благодатию Его.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего,
и чтем образ Святый, от Него же источаеши исцеления всем,
с верою к Тебе притекающим.

 

Память 22 августа / 4 сентября.

 

Возрождение

В 30-х годах прошлого столетия богоборческая власть большевиков разорила Алексеевскую обитель и закрыла храм прп. Алексия человека Божия. В святом месте обосновался районный дом пионеров. В алтаре устроили сцену, на хорах – каморку киномеханика с «амбразурой» окошка, выходящего в центральный придел, ставшего зрительным залом. Храм перестроили до неузнаваемости: соорудили второй этаж, разбили пространство на множество мелких функциональных помещений.

 

Обезглавленнный, без креста, покрашенный в красный цвет и со множеством пионеров внутри – таким бывший храм просуществовал до 2000 года. И случилось чудо! К тому времени уже началось возрождение другого храма бывшей Алексеевской обители – церкви Всех святых, клир и прихожане которой, усиленно молились и о возвращении храма прп. Алексия человека Божия. Среди клира храма Всех Святых молился об этом и наш батюшка, отец Валерий Привалов. Ему-то и было суждено Богом начать восстанавливать храм прп. Алексия человека Божия.

 

Весной 2000 года отец Валерий вместе с матушкой Людмилой и некоторыми своими чадами вошёл в покинутый пионерами бывший храм. Как вспоминает батюшка, картина пред очами открылась ужасающая: на полу громоздились большие горы мусора, битые стёкла; со стен свисала кем-то на ходу не до конца сорванная пластиковая облицовка стен; арматура, зловеще цепляющая пытающихся проникнуть внутрь помещения...

 

О чём тогда думал батюшка? Глядя на такой погром, у многих опустились бы руки: у многих – только не у него. Горячая молитва, труд, не покладая рук, колоссальная ответственность перед Богом и совестью, наконец, недюжинный талант помогли отцу Валерию преодолеть, порой безнадёжные ситуации. Всё это и многое другое хранит сердце нашего настоятеля... А тогда он только вошёл туда, где когда-то был храм.

 

Он вошёл вместе с теми, кто все эти годы были рядом, трудились, поддерживали в трудную минуту и вместе с батюшкой положили все силы, чтобы храм этот стал таким, какой он сегодня. Вот строки из коротких записей отца Валерия, сделанные в первые годы восстановления храма.

 

28 июля 2002г. Со следующей недели должны приступить к восстановительным работам…

19 августа. Преображение Господне. Купили для алтаря семисвечник, дарохранительницу, два настенных светильника. В храме продолжается подготовка к штукатурным работам.

30 октября. Все строительные работы в храме завершены. Рабочие, забрав свои инструменты, переехали на другой объект.

Храм прп. Алексия человека Божия. Храм прп. Алексия человека Божия. Храм прп. Алексия человека Божия.

25 октября. Патриарх (находясь в больнице - инсульт после проишествия с захватом заложников) благословил выдать антиминс и начать богослужения в храме.

03 ноября. Вечером на всенощном бдении под праздник Казанской иконы Божией Матери настоятель сообщил о решении Патриарха.

Убираем в храме. Начинаем развешивать иконы.

15 ноября. В алтаре повесили катапетасму. Через окно ( в двери не входил ), срезав решётку, внесли в алтарь престол.

22 ноября. Отслужили последний молебен перед освящением храма. Осталось повесить в храме несколько икон и храмовую икону прп. Алексия человека Божия. В алтаре почти всё закончено.

25 ноября. Отслужив литургию, освятили храм.

1 декабря. Первая воскресная литургия. Причащалось 15 человек.

19 декабря. Сегодня, на праздник Святителя Николая, первый раз служили литургию на антиминсе своего храма. Совершая в течение месяца литургию на антиминсе с престола свт. Филарета Московского, не покидало чувство, будто сам митрополит Филарет молится с нами в храме, который он освящал 149 лет назад. Новый антиминс считаем за подарок от свт. Николая чудотворца.
Святителю отче Николае, моли Бога о нас.
За литургией причащалось 27 человек...

 

Таким было начало пути длинной в 10 лет. Много это или мало? Восстановление храма подходит к завершению. Десять лет соборных молитв, трудов батюшки и всех тех, кто был и есть рядом с ним. В одиннадцатую годовщину своей священнической хиротонии в ноябре 2010 года наш настоятель отслужил 900-ю литургию. За это время произошло немало важных событий. В марте 2006 года Указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при храме прп. Алексия человека Божия учреждено Патриаршее Подворье с приписным храмом Воздвижения Креста Господня.

К каждому кирпичику, к каждой ручке на двери прикасался наш настоятель. Возрождение нашего храма – часть его жизни, часть его доброй души, но батюшка всегда говорит: « Храм мы восстанавливаем не для себя, а для Бога. И кто бы сюда не пришёл после нас, хочется надеяться, почувствует это».

 

Свершилось чудо возрождения святого места, но за это время свершилось и ещё одно чудо! Как гласит народная пословица: «не в брёвнах храм, а в рёбрах». Возникла, выросла и окрепла община храма. Молитвами и трудами нашего батюшки сегодня в любимом храме живёт активной миссионерской жизнью дружный приход храма прп. Алексия человека Божия.